Риелтора обидеть может каждый: о том, как нелегко быть брокером в России
На Западе агент по недвижимости — профессия очень уважаемая. Для американцев и европейцев искать жилье или офис через риелторов — самое обычное дело. У нас же их услугами пользуются менее 50% граждан. Да и те в большинстве своем относятся к агентам с подозрением. А вдруг обманут? Что делать — эпоху «черных» риелтеров («лихие» 90-е и начало 2000-х) — наши люди еще не забыли. Вот и «достается» российским брокерам от клиентов. И главное — часто совсем не заслуженно.
Вежливость никто не отменял
Большинство риелторов за годы работы обзавелись «стальными» нервами. Но мириться с грубостью и высокомерием заказчика не всегда просто. А люди встречаются самые разные. Некоторые всем своим видом демонстрируют, что не доверяют агенту. Дескать: «Знаю я вас мошенников, не на того напали». И это при том, что брокер еще ничем не успел заслужить такого отношения. Другие же (например, продавцы-собственники), показывая объект, с потенциальным покупателем общаются вежливо. Но сопровождающего этого покупателя агента воспринимают как обслуживающий персонал, игнорируя во время общения — не смотрят на него, не вовлекают в беседу. Вроде как риелтор — «пустое место». Попадаются брокерам и слишком назойливые заказчики. Те, которые могут позвонить в праздники, выходные и даже ночью. Приходится терпеть: клиент — всегда прав.
Найди то, не знаю что…
Нередко риелторам встречаются и, так называемые, «туристы». Последние просят показать им массу вариантов, но в итоге ничего не покупают и не продают. На самом деле, они и не собирались этого делать — просто изучали рынок и приценивались на будущее — «на потом, когда-нибудь». Ирина, сотрудница московского агентства, рассказала такую историю. К ней обратилась дама с просьбой помочь купить помещение под салон красоты в Московской области. Агент занималась заказом более полугода, объездив 50 объектов. Но договор так и не был подписан. Клиентка решила еще «подумать» и исчезла с горизонта. А риелтор впустую потратила кучу времени и сил.
«Нет пророка в своем отечестве…»
Брокеров со стажем ничем не удивишь. Но и им, «съевшим собаку» на сделках с недвижимостью, нелегко работать с клиентами, не прислушивающихся к профессионалам. Бывают случаи, когда риелтор видит, что покупателю хотят «всучить» неликвидное помещение. Но тот, польстившись на низкую стоимость, отметает все дельные советы. Или наоборот — клиент требует невыполнимых гарантий надежности — возможности расторгнуть сделку в любой момент, если ему «разонравиться» квартира. И объяснений агента, что такое «желание» не имеет законных оснований, покупатель не слушает. А то и вовсе доходит до казуса. Клиенту настоятельно рекомендуется привести квартиру в приличный вид, перед тем как показывать покупателю. Но в «день икс» владелец даже не удосуживается очистить ее от хлама и мусора. Помещение производит крайне нелицеприятное впечатление: со стороны кажется, что оно не стоит своих денег. Покупатель вовсе может отказаться от сделки. Но кто слушает риелтора…
Достать луну с неба
Порой агентам приходится работать чуть ли не с «фантастическими» заказами. Клиент заявляет, что «хочет новую 3-х комнатную квартиру в центре Москвы, рядом с метро…за миллион рублей и не больше». Или требует от риелтора договориться с застройщиком, чтобы тот перенес светофор поближе к дому. Дмитрий, частный брокер с 7 стажем, с улыбкой вспоминает свою самую «оригинальную» клиентку. Молодая девушка несколько лет прожила в Европе и по возвращению в Россию решила открыть свой бизнес. Она захотела купить офис в Челябинске в новом бизнес-комплексе класса А. Будущую бизнес-вумен устраивало все, кроме… названия улицы, на которой находилось здание. На ее взгляд, оно звучало слишком по-советски. Клиентка несколько раз просила агента поехать вместе с ней в администрацию и добиться переименования улицы. Дмитрию удалось «отвертеться» от ответственной миссии. После оформления сделки клиентку он больше не видел. А улица, кстати, так и называется по-прежнему.
Буддистский подход
Да, брокерам приходится порой не сладко. Но многое зависит и от их собственного подхода к профессии. Игорь, сотрудник московского агентства и просто хороший человек, говорит так: «Риелтором долго не продержишься, если не любишь людей. Со всеми их «заморочками». Меня тоже порой раздражают отдельные личности. Но жилье я все-равно им ищу. Не оставлять же их теперь на улице».